Дёшево — значит не гарантированно!


 

Как уберечься от неприятностей с «голой автогражданкой»?

Значительное увеличение тарифов и выплат по ОСАГО, случившееся в последние два года, пока не помогает выйти «автогражданке» из затянувшегося кризиса. Более того, у полиса обязательного автострахования немало минусов, и можно насчитать как минимум пять ситуаций, когда пострадавший в ДТП автомобилист не получит страховые выплаты, даже при наличии полиса ОСАГО. Но эксперты в сфере автострахования утверждают, что выход есть – добровольно оформить дополнительный полис «Каско-Лайт». В Томске такую недорогую страховку, которая на 100 процентов восполняет все недостатки «автогражданки», предлагает страховая компания «Коместра».

Тарифы и выплаты выросли, но…

Напомним, что закон об ОСАГО вступил в силу в 2004 году. С тех пор тарифы на этот вид страхования менялись только в последние два года. Сначала, в октябре 2014 года, для владельцев легковых авто полис в среднем подорожал на 23–30 %, а затем, с апреля 2015-го, еще на 60 %. Таким образом, базовый тариф увеличился на 100 %. Цена «усредненного» полиса подскочила с прежних 1 980 рублей до 3 440 – 4 118 рублей.

Одновременно повысился и ряд выплат по ОСАГО. В частности, со 120 тысяч до 400 тысяч рублей (в 3,5 раза) вырос лимит выплат по пострадавшему в ДТП имуществу — автомобилю, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей увеличились выплаты по ущербу жизни и здоровью, причиненному в результате аварии. Как результат — в августе 2016 года средняя выплата по ОСАГО выросла на 39 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 73 тысяч рублей.

Проблем в ОСАГО по-прежнему много

– Да, стоимость полиса ОСАГО заметно выросла. Но это не до конца покрывает расходы страховщиков на этот вид страхования, — рассказывает председатель совета директоров страховой компании ООО «Коместра-Томь», региональный представитель Сибирской ассоциации страховщиков Вадим Чмух. – Ведь ранее в 3,5 раза выросла ответственность страховых компаний. Если раньше страховая компания отвечала 120 тысячами рублей, то теперь лимит выплат по ущербу за каждый поврежденный автомобиль составляет 400 тысяч рублей. В 3,5 раза вырос лимит компенсаций за ущерб жизни и здоровью каждого пострадавшего при ДТП – со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.

Второй важный момент. Цена полиса «автогражданки» не менялась до 2014 года 10 лет с момента принятия закона об ОСАГО, хотя за эти годы с учетом реальной инфляции стоимость страховки должна была вырасти в два раза. В то же время вместе с инфляцией выросла и средняя стоимость автомобилей. Например, в Томске средняя цена автомобиля 12 лет назад была 250-300 тысяч рублей, а сегодня она составляет 600-800 тысяч рублей. Соответственно, сумма ущерба, которую должна выплатить страхования компания в случае ДТП, значительно увеличилась, а цена полисов «автогражданки» осталась прежней. Так, только за прошлый год автомобилисты Томской области получили от страховщиков компенсаций на 1 миллиард 300 миллионов рублей.

Третий фактор — изменился порог учета износа деталей при расчете суммы денежной компенсации по ОСАГО — с 80 до 50 %. Это значит, что нагрузка на страховые компании дополнительно выросла.

 Бизнес в убыток — нонсенс

По словам аналитиков, в настоящее время рынок ОСАГО находится в состоянии неустойчивости. Многие компании закрываются сами, поскольку не могут выполнить своих обязательств перед клиентами, у некоторых Центробанк РФ отбирает или приостанавливает лицензии. Остальные пребывают в напряжении, закрывают региональные филиалы, отделы в глубинке. Вся эта нервозная обстановка отражается и на простых автомобилистах.

Представители рынка автострахования, считают, что вопреки широко распространенному мнению, ОСАГО — отнюдь не прибыльный бизнес, при котором страховщики «наживаются» на автовладельцах. Так называемые «эксперты» эту «прибыль» рассчитывают так: сколько денег собрано по ОСАГО за год и сколько выплачено. На основе разницы делают вывод о невероятных доходах страховых компаний. Однако они не понимают простых вещей: что кроме выплат формируются специальные фонды для возмещений в последующие годы, что есть административные расходы, зарплаты агентам и прочее.

Вот и наблюдается типичная картина: сколько страховая компания собрала взносов, столько или почти столько и выплатила. Это в лучшем случае. А зачастую у страховщиков выплат получается даже больше, чем сборов. Так бизнес — себе в убыток — работать не может. Это нонсенс. Именно поэтому за последние годы в Томской области закрылись свыше десяти филиалов федеральных страховых компаний, многие страховщики ушли с рынка, у многих отобрали лицензию…

С полисом «автогражданки» можно остаться на бобах!

— В последнее время ситуация усугубилась тем, что многие автовладельцы стали покупать фальшивые полисы ОСАГО по бросовой цене, — рассказывает глава «Коместры» Вадим Чумх. — И это совсем не единичные случаи. Счет идет на десятки миллионов. Это означает, что деньги идут «мимо кассы». Но даже не это страшно. Если виновник владел фальшивым полисом, то пострадавшие в ДТП с ним автомобилисты не получат страховую выплату. То есть дискредитируется сама идея ОСАГО как финансовой защиты.

В последнее время разрастается еще одна категория автовладельцев – это те, кто вообще не имеют полиса ОСАГО и предпочитают заплатить штраф в ГИБДД в случае, если обнаружится его отсутствие. А штраф этот мизерный – 500–800 рублей. Получается, нерадивому автомобилисту легче заплатить символический штраф, нежели покупать страховку за 4 тысячи: о других участниках дорожного движения при этом он совсем не думает!

Эксперты автострахования считают, что, скорее всего, этот список в ближайшее время не претерпит изменений. Пострадавший в ДТП автолюбитель так и останется один на один со своей бедой. Где же выход?

Выход есть. Страховая компания «Коместра-Томь» позаботилась о своих клиентах и предлагает всем томским автомобилистам добровольно оформить страховку под названием «КАСКО-ЛАЙТ». Стоимость полиса «КАСКО-ЛАЙТ» совсем небольшая — от 1 350 до 1 700 рублей в год. Зато автовладелец полностью защищен. Он гарантированно получит выплату, несмотря ни на какие ограничения по полису ОСАГО.

Страховка «КАСКО-ЛАЙТ» относится к категории «спутники ОСАГО» и продается вместе с «автогражданкой». По словам экспертов, данная страховка — совсем не тот случай, когда некоторыми недобросовестными страховыми компаниями в придачу к полису ОСАГО навязывается страхование жизни или имущества. Это добровольный полис, весьма удачно дополняющий полис ОСАГО и компенсирующий все его недостатки.

 

Владимир ПОГУДИН

 

Назад ТГАСУ разработает мэрии схемы томских ливневок за 10 млн. рублей
Далее Томский спорткомплекс «Кристалл» купит новую машину для заливки льда за 9 млн рублей